Как современные дети вырастают потребителями
Чего хочет ребенок
Я – мать четырехлетнего сына. Каждый день после садика мы заходим в супермаркет, где его глаза разбегаются от ярких упаковок. Мы берем забавного мишку, о котором он грезил весь день, потому что в садик кто-то принес такого же. Сын бережно его держит в руках, а глаза светятся от удовольствия. Вечером, пока я готовлю ужин, он носится по дому, размахивая медвежонком. После ужина мы смотрим мультики на «Ютьюбе». Включается реклама: заманчивый видеоролик демонстрирует новые возможности игрушечных героев «Щенячьего патруля». У них другая амуниция, и они умеют шевелить лапками. «Мама, давай купим!» – в глазах сына загорается новый огонек. Мишка забыт и больше не радует ребенка. На мои попытки объяснить, что щенков мы покупали на прошлой неделе, сын отворачивается. «Хорошо», – говорю я, чувствуя усталость.
Для своего ребенка мы готовы на все. Желая одарить его своим вниманием и заботой, нам трудно устоять перед просьбами. Мы берем очередную пластмассовую фигурку мультгероя или куклу, одетую по последнему писку кукольной моды.
О таких игрушках, какие предлагает сейчас рынок, я раньше могла только мечтать. Почему же он не играет ими? Чего же он хочет? Почему все больше и больше просит и капризничает?
Пластмассовые «герои»
– Рассеянность, утомляемость, капризы, плохие зрение и слух – причиной могут служить современные игрушки. Они, конечно, прекрасны – каждая в отдельности, однако пугает их однообразность, – говорит известный в Бурятии педагог, почётный работник общего образования РФ Галина Ивановна Малахова. – Психологи давно бьют тревогу, пытаясь обратить родительское внимание на их количество и качество.
Мы думаем, что игрушки дают ребенку возможность выбора и развивают фантазию, внимательность и усидчивость. Все это верно! Однако важно соблюдать баланс. Огромное их количество приводит к жажде потребления у ребенка. Он хватается за одну, за вторую, за третью… У него словно возникает зависимость. Больше! Больше! Ребенку важна уже не сама игрушка, а факт приобретения, им двигает потребность получить свою дозу эндорфинов в момент покупки на кассе.
Да и по поводу развития фантазии спорный вопрос. Ведь пластмассовые герои продаются «упакованные» в свою историю – со всем набором необходимого инвентаря и списком функций. За наших детей всё уже придумано талантливыми мультипликаторами и маркетологами. Нет необходимости сочинять историю игрушки.
Помните, как в детстве мы придумывали? Одноглазая кукла была у нас пиратом, мы шили ей черную повязку, совали в руки сломанную ложку, типа сабля, и сооружали корабль из пиалы.
Сейчас же детская радость от новенькой куклы длится недолго. До следующей «хотелки»…
В 1990-х годах немецкие исследователи Элке Шуберт и Райнер Стрик провели эксперимент, в котором в одном из мюнхенских детсадов в течение трех месяцев дети играли ограниченным количеством игрушек.
Через несколько недель дети перестроились, и их игра стала гораздо более творческой и удлинилась. Кроме того, как отмечают психологи, большое количество игрушек обесценивает обладание ими. Когда у детей слишком много игрушек, они, естественно, будут меньше заботиться о них. Они не научатся ценить их, если всегда под рукой есть замена.
Лучше меньше да лучше
Вы пробовали подсчитать количество игрушек у своего ребенка? Оказывается, исследователи говорят, что это более 200 игрушек! Представляете? Если допустить, что одна игрушка стоит в среднем 500 рублей, получается сумма, равная 100 000 рублей. На эти деньги можно купить меньше, да лучше.
Конечно, это не значит, что надо ограничить ребёнка в его выборе, а просто познакомить его с новыми игрушками, мягко произвести замену одних игрушек другими.
– Есть игрушки, которые созданы специально для развития ребенка, для его возраста, – советует Галина Малахова. – Они все разные, и каждая из них принесёт несомненную пользу. И в их классификации также надо уметь разбираться.
Какие же развивающие игрушки существуют, чем они отличаются и какие подойдут вашему ребёнку, расскажем в следующем материале. Давайте задумаемся и уделим чуть больше времени поиску хороших – полезных и интересных – игрушек.